Главная » Статьи » Материалы конференций. Публикации

Историческое эссе «РАСПУТИН. ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК, ВЕЛИКИЙ МИФ»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«БИЛИБИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

Историческое эссе

 

«РАСПУТИН. ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК, ВЕЛИКИЙ МИФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Автор: Мудикова Альмина           

                                                            Руководитель: п. д. о

                                                Трунева Ю.В.

                                

 

 

 

 

 

 

 ПЛАН

Введение

  1. «Хороший, простой религиозный русский человек».
  2. «Старец» Распутин  и государственное дело.
  3. «Жизнь за царя»  или  секретной переписки. 

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

 

 

Аннотация

Михайловский Н.К. утверждал, что значительная роль в истории принадлежит «человеку, увлекающему своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». В начале теперь уже прошлого века, когда российская монархия подошла к заключительной фазе, а страна погрузилась в хаос, поистине великой фигурой был «старец» Григорий Распутин.  Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно  исчезла, закрыв еще одну страницу истории России. Вокруг личности Григория Распутина не утихают споры, и каждый факт из жизни знаменитого крестьянина из села Покровское Тобольской губернии привлекает внимание. Григорий Распутин - он весь словно выдуманный, полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах.

Введение.

Вели'кий, ая, ое; вели́к, а-а́, о-о́ – 1) превосходящий обычную меру в каком-нибудь отношении, выдающийся в сравнении с другими (книжн.),  2) необыкновенно одаренный, гениальный, имеющий громадное культурно-историческое значение (книжн.).[1]

Такое определение данного слова дает четырехтомный академический словарь под редакцией Д.Н. Ушакова. Однако нередко приходится сталкиваться с однобокой трактовкой данного явления. Зачастую во многих современных учебниках можно прочесть что-то наподобие следующего: «Выдающиеся личности – это люди, которые проявили свои лучшие качества и остались в памяти на века. История помнит их и гордится ими».  Подобными трактовками пестрят и Интернет-ресурсы, созданные для тех, кто интересуется историей России и мира. [2]

Михайловский Н.К. утверждал, что значительная роль в истории принадлежит «человеку, увлекающему своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»[3].  Человеку не обязательно проявлять лишь лучшие качества, чтобы «история помнила его и гордилась им». Характеристики таких людей неоднозначны, и их образы часто обрастают мифами еще при жизни, они окутаны густым флером тайн и разноречивых домыслов.

В начале теперь уже прошлого века, когда российская монархия подошла к заключительной фазе, а страна погрузилась в хаос, поистине великой фигурой был «старец» Григорий Распутин.

Актуальность рассмотрения исторической фигуры Григория Распутина как феномена выдающейся личности определяется тем, что до сих пор отсутствует единое мнение по вопросу его влияния на царскую семью и ее историю. Это обусловлено разнообразием взглядов на одну и ту же проблему, присутствующую в исторических источниках, которыми располагают ученые на сегодняшний день. Это чаще всего свидетельства близких царю людей, занимавших государственные и придворные должности при нем, а также дневники и переписка.

В записях и воспоминаниях, принадлежащих перу людей, близко знавших Распутина, можно найти ответы на вопросы о том, каким образом «последний мужик», конокрад из далекого села Покровское Тобольской губернии совершил сказочное самопревращение в фаворита царской семьи, занял почетное место у подножия романовского трона, в чем секрет его успеха, и почему все, кто так или иначе прямо или косвенно сталкивался с ним, имели о Распутине столь разные мнения: божий человек, праведник, чудотворец – для одних, авантюрист, развратник, лицемер и шарлатан – для других.

Объектом исследования данной работы является выдающаяся личность в истории России. 

Предметом – природа личности Григория Распутина.

Цель работы – проследить, с чем связан феномен выдающейся личности Г.Е. Распутина.  

 

 

 

 

  1. «Хороший, простой религиозный русский человек»

Личность Распутина необходимо рассматривать свозь призму особых взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьей. В течение более десяти лет Григорий Распутин, благодаря своим способностям облегчать боли цесаревича, страдавшего от гемофилии, был для царской семьи одним из самых близких людей.

«Наследник жив, покуда жив я!» – Такое условие ставил он своим «августейшим патронам», как бы подстраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему на немилость.[4]

Конец XIX – начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества на основы существования по западной шкале координат. Тяга царя и царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с этим они видели в нем настоящего русского крестьянина – представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твердо знавшего что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», – говорила царица, а царь считал, что Григорий – «хороший, простой религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.[5]

II. «Старец» Распутин и государственное дело

Личность Распутина с момента его появления во дворце «обрастала» нелицеприятными мифами (конокрад, член секты «хлыстов», пьяница, любовник царицы Александры Федоровны), делалось это для того, чтобы скомпрометировать перед лицом народа царскую семью, в которую стал вхож «старец». Со временем его образ приобрел мистические черты, ему приписывали силы, которыми неспособен владеть простой человек.

Царская же чета уважительно называли Распутина «наш друг» или «Григорий», а Распутин их «Папой и мамой», вкладывая в этот смысл «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина: «Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, – пишет она, – дают человеку силу все переносить. И наш друг поможет нести твой тяжелый крест и великую ответственность».[6]

Безусловно, царь прислушивался к советам Григория Распутина. Из царской переписки видно, что Николай II с вниманием выслушивал предложения Распутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григорий принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и губернаторов.

При большом доверии царя, мнение Распутина по тем или иным политическим и государственным вопросам было важно. Например, одного его слова было достаточно, чтобы кабинет министров пополнился доселе никому неизвестным человеком.

За два с половиной года войны в кресле премьера побывало 4 человека, на посту министра внутренних дел – 6, министрами земледелия, юстиции и по военным вопросам – 4. Постоянные перетасовки в правящих кругах дезорганизовывали работу бюрократического аппарата. Этому явлению в последующем историки дадут название «министерская чехарда». Авторитет власти, не желавшей сотрудничать с оппозицией и вместе с тем не решавшейся зажать ей рот, был окончательно подорван.

С подачи Распутина меняется и председатель Совета Думы, – думцы в бешенстве. Позднее историки назовут историко-политическую ситуацию кризиса правящей верхушки Российской империи накануне Февральской 

революции, сложившуюся под большим влиянием «старца» Распутина, «Распутинщиной».

Однако некоторые наши историки указывают на то, что многие советы Распутина этого последнего года его жизни по внутренней и внешней политике были правильны, умны, даже мудры. Как бы то ни было, было уже поздно и для страны, и для царской семьи, и для самого Распутина.

Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при котором присутствовал лично: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата…».[7]

Е.Д. Черменский считал иначе. Он находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Черменский утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть в политике ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности».[8]

Стоит привести некоторые мнения о посредничестве императрицы между государем и Распутиным. Так, решающим считал влияние императрицы адмирал Бубнов. Того же мнения придерживался и Врангель (отец белого генерала П.Н. Врангеля): «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался». Подтверждением схемы, предложенной Аврехом, является также реплика известного либерального историка и кадетского политика А. Кизеветтера: «…в полной мере … подтверждают (письма), что Александра играла решающую роль в установлении курса внутренней политики и в деле правительственных назначений».

 

III. «Жизнь за царя» или правда секретной переписки. 

В своих исследованиях историки опираются не только на свидетельства современников и анализ известных фактов. Решающую роль играют материалы переписки Николая II и его жены. Приведем некоторые отрывки из писем императрицы своему супругу.

«Держи эту бумагу перед собой… Вели ему [Протопопову А.Д.] больше слушаться нашего Друга».

«Мой милый!.. Я, может быть, недостаточно умна, но у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе».

Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: «А сейчас Он [Распутин] считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…».[9]

На материалах этой переписки очень хорошо обосновывается гипотеза об опосредованном воздействии Распутина на государственные дела, которое оказывалось сначала на императрицу, а через нее – на царя.

Сохранились также некоторые письма Распутина к самому Николаю II: «Твердость стопа Божия против немцев не наступайте держись румынского фронта оттуда слава воссияет Господь укрепит оружие молюсь горячо Григорий» и «Очень коротко и ласково беседовал с Калининым умоляет чтоб ему никто не мешал также контрразведка пущай ведет свое дело ласково беседовали об узнике по-христиански… дай власть одному чтобы работал разумом Григорий».[10]

Благодаря тому, что личность Распутина, приближенного ко двору, была скомпрометирована достаточным количеством неприятных слухов и мифов о нем, авторитет семьи Романовых пошатнулся. Это и сыграло решающую роль во времена Февральской революции. «Руки у лидеров думской оппозиции были развязанными: царская чета была уже скомпрометирована так, что практически никто в эти критические минуты не оказал ей поддержки. Распутинская легенда сделала свое дело».[11]

Последним мифом Распутина стала его смерть. Но даже тогда, кажется, он был накрепко связан с семьей Романовых, которой предстояло пройти тот же путь, что и «старцу»: их расстреляют в похожем подвале, тела будут выброшены в воду (затопленную шахту), затем преданы земле и, наконец, сожжены. Впрочем, и вокруг этой истории немало мифов.

Заключение.

О Распутине писали и вспоминали как о выдающейся личности, проклинали как злодея, презрительно отзывались как о пьянице и распутнике. Действительно, написано много противоречивого. Ясно одно: заурядный пьяница и распутник не оставил бы столь заметного следа в русской истории, не смог бы стать таким великим мифом. Доктор исторических наук, современный исследователь жизни Г. Распутина, Платонов О.А. посвятил «старцу» целое исследование «Жизнь за царя», в котором пишет: «По сути дела, был создан миф о Распутине, миф, имеющий целью опоганить и дискредитировать Россию, ее крестьянское духовное народное начало, которое в определенном смысле олицетворял собой и Распутин».[12]

Чрезвычайная следственная комиссия, организованная после свержения Николая II, целью которой было расследование преступлений царских чиновников, произвела 88 опросов и допросила 59 лиц, готовила «стенографические отчеты», расследовалась и деятельность Распутина. Комиссия не закончила свою работу. Часть протоколов допросов высших чиновников были опубликованы в СССР к 1927 году. Из показаний А.Д. Протопопова чрезвычайной следственной комиссии 21.03.1917 г.: «Председатель: «Вам известно значение Распутина в делах Царского Села при государе?». Протопопов: «Распутин был близким человеком, и как с близким человеком с ним советовались». [13]

Так закончилась жизнь великого Григория Распутина. Он не был святым, и в этом частично заключалась трагедия Царской семьи и всей России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Крестьяне любили его: он был одним из них, – и уважали за то, что он оставил позади дворян и встал рядом с царским троном. По этой же причине просвещенное дворянство его ненавидело. При такой полярности мнений чрезвычайно трудно составить представление о человеке, которого нет уже почти 100 лет.

 У «свидетелей» его пьяных гуляний совершенно противоположное впечатление. Каждый человек, знавший его, имел свое собственное мнение, и эти мнения в корне разнятся. Но нет тех, кто оставался бы равнодушным к его персоне. А мы хорошо знаем, что история неравнодушна лишь к великим личностям. Стоит отметить, что лишь личность поистине значительная могла подвергнуться мистификации и мифологизации в эпоху своей современности.

Распутин – не демон и не святой, а лишь человек с незаурядными способностями. Человек, выдающийся в сравнении с другими, необыкновенно одаренный, гениальный, имеющий большое культурно-историческое значение (смотри значение слова великий).

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Дневники Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. 1917—1918 в 2 Т. / отв. ред. и сост. В. М. Хрусталев. – М., 2008.
  2. Михайловский Н.К. Собрание сочинений в 6 Т. – Петроград: «Русское богатство».
  3. Платонов О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. – СПб.: Воскресение, 1996. – 176 с.
  4. Платонов О. А. Николай II в секретной переписке. – М.: Родник, 1996. – 800 с.
  5. Сборник исторических материалов, извлеченных из Архива Собственной его императорского величества канцелярии / под ред. Н. Дубровина. – СПб.: Гос. тип., 1876 – 1906.
  6. Симанович А. Распутин и Евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина – М: Историческая библиотека, 1991. – 181 с.
  7. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Т. 1-7. –М. – Л., 1924 –1927.
  8. Толковый словарь русского языка: В 4 т. – T. 1 / сост. Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков // под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т  «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935. – 1562 с.
  9. Черменский Е.Д. Вторая Российская революция. Февраль 1917/ Е.Д. Черменский. –  М.: Просвещение, 1986. – 175 с.
  10. http://www.person.tj/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Толковый словарь русского языка: В 4 т. – T. 1 / сост. Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков // под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т  «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935. – 1562 с.

[2] http://www.person.tj/

[3] Михайловский Н.К. Собрание сочинений. Т.6. – Петроград: «Русское богатство». – С. 282.

  1. Сборник исторических материалов, извлеченных из Архива Собственной его императорского величества канцелярии / под ред. Н. Дубровина. – СПб.: Гос. тип., 1876 – 1906. – С. 263.

[5] Платонов О. А. Николай II в секретной переписке. – М. : Родник, 1996. – С. 244.

 

[6] Платонов О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. – СПб.: Воскресение, 1996. – С. 52.

[7] Симанович А. Распутин и Евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина – М: Историческая библиотека, 1991. – С. 76.

[8] Черменский Е.Д. Вторая Российская революция. Февраль 1917/ Е.Д. Черменский. – М.: Просвещение, 1986. С. 91.

[9] Платонов О. А. Николай II в секретной переписке. – М. : Родник, 1996. – 800 с.

[10] Платонов О. А. Николай II в секретной переписке. – М.: Родник, 1996. – 477 с.

[11] Платонов О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. – СПб.: Воскресение, 1996. – 142 с.

 

[12] Платонов О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. – Спб.: Воскресение, 1996. – С. 97.

[13] Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Т. 1. – М. – Л., 1924 –1927.

 

Категория: Материалы конференций. Публикации | Добавил: jtrunewa (17.01.2017)
Просмотров: 1152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Четверг, 21.11.2024